Грустное известие из Англии встретило большую часть паддока Формулы-1 в пути. Кто-то был в этот момент в аэропорту Гонконга, кто-то — в Токио, кто-то вылетал из Сингапура, или уже ехал на скоростном экспрессе Шинкансен (более известном, как «поезд-пуля») в Нагойю или Осаку. читать дальшеВпрочем, отдельные бойцы, вроде Себастьяна Буэми, умудрились прибыть не просто в Японию, но и непосредственно на трассу Сузука уже… в минувший понедельник, а во вторник, изнывая от безделья, швейцарец наматывал по легендарному автодрому круг за кругом… бегом. Впрочем, не знаю, до какой степени Буэми знаком с жизнью и творечеством, если можно так выразиться, Питера Уорра и расстроило ли его известие о смерти бывшего тим-менеджера «Лотуса» так же, как работавших с ним ветеранов. Берни даже лично написал короткий некролог для официального сайта Формулы-1.
Интересно, что в истории Питер Уорр навсегда останется связан именно с трассой Сузука, накануне очередного Гран-при на которой, к сожалению, и скончался. И отнюдь не каким либо управленческим аспектом, а самым что ни на есть гоночным. Потому что англичанин просто-напросто стал… первым в истории победителем Гран-при Японии на этой трассе! На этом месте знатоки истории скажут, — как же, а разве первый Гран-при прошел на Сузуке не в 1987-м, и выиграл его не Герхард Бергер на «Феррари»? И не тогда ли после травмы в квалификации своего товарища по команде Найджела Мэнселла чемпионом мира стал Нельсон Пике на «Уильямсе»? Совершенно верно, причем тогда Уорр уже привез сюда «Лотус» в качестве руководителя, и его ждал феноменальный прием трибун — ведь на его болидах стояли моторы «Хонда» (а трасса принадлежит именно этой фирме) а пилотами его были сверхпопулярный в Японии Айртон Сенна и местный кумир Сатору Накаджима.
Если отступить еще дальше, то можно заметить, что еще задолго до Сузуки, в 76-77-м годах, на трассе Фудзи прошли первые в истории Гран-при Японии Формулы-1. Но и там Уорр выиграть не мог. Победил в дебюте Страны Восходящего Солнца в календаре чемпионатов мира Марио Андретти, а сама гонка навсегда вошла в историю благодаря добровольному сходу Ники Лауды на «Феррари» (всего несколько месяцев спустя страшной аварии на Нюрбурге) под проливным дождем и титулу Джеймса Ханта на «Макларене». Кстати, косвенно эту гонку Питер Уорр все-таки выиграл. Ведь Андретти от поула до клетчатого флага вел именно «Лотус», а тогда наш герой уже работал в руководстве команды, помогая Колину Чэпмену на должности спортивного директора. Но речь идет все же совем о другой победе.
Удивительно, но первый Гран-при Японии прошел… в 1963-м, причем, — по случаю… открытия трассы Сузука! Забавно, но детище голландца Джона Хугенхольца (спроектировавшего кроме этого Хараму, Зольдер, Зандфоорт и стадионную секцию Хоккенхайма) все это время простояло почти без изменений. Лишь в нескольких местах профили поворотов стали чуть уже, закрытие, но базовая конфигурация не изменилась. Четверть века внутрннего пользования до того самого 1987-го, когда гоночный бриллиант открылся всему миру. А тогда, в 63-м, молодой Питер Уорр, уже работавший в «Лотусе», упросил Чэпмена дать ему старый «Лотус-23» и отправился с ним на другой конец света. Чтобы выиграть у таких же полулюбителей -европейцев, да полупрофессионалов-японцев. Но это стоило того не только ради вечного рекорда.
В последний раз Уорр, работавший в Британском Клубе Гоночных Пилотов, побывал в паддоке в начале этого года, когда в Бахрейне праздновали 60-ти летие чемпионата мира. И в разговорах с журналистами до сих вспоминал, как открыл тогда для себя феноменальную трассу, входившую в тройку лучших тогда. Да и теперь тоже. Не говоря уже о том, что в качестве приза за ту победу «Кока-Кола» назначила годовую поставку своей продукции и в последующие 12 месяцев Уорр получил в своем доме… 13 тысяч бутылочек! Стоит ли говорить, что в пабе его деревни в Норфолке и на фабрике «Лотуса» всегда можно было совершенно бесплатно напиться американской газировкой из Японии еще несколько лет! Что до трассы…
Жаль, что все эти годы ее не было в календаре. Но инфраструктура развивалась лишь постепенно, а одними поворотами, сколь бы гениальными они не были, этап чемпионата не проведешь. Зато сколько историй Сузука уже написала за двадцать лет, что Формула-1 сюда приезжает? И кто из нынешних пилотов не назовет ее любимой наряду со Спа или Монако, а то и просто самой любимой, как Хайдфельд? Судьбу титула на этот раз Гран-при Японии не решить, ведь, даже отменись вдруг Корея, все равно впереди будут Сан-Пауло и Абу-Даби. Но сюжет с пятеркой претендентов на машинах трех команд Сузуке должен понравиться. И уж она наверняка постарается достойно провети гонку памяти своего первого триумфатора.
© А.Попов
Гонка памяти
Грустное известие из Англии встретило большую часть паддока Формулы-1 в пути. Кто-то был в этот момент в аэропорту Гонконга, кто-то — в Токио, кто-то вылетал из Сингапура, или уже ехал на скоростном экспрессе Шинкансен (более известном, как «поезд-пуля») в Нагойю или Осаку. читать дальше
© А.Попов
© А.Попов