Мне всегда нравился Хоккенхайм.читать дальше И автодром (лесной, длинный — однозначно, но даже и перестроенный), и поля Рейнланд-Пфальца вокруг. И деревушки, и близость Рейна, и удивительный Хайдельберг на Некаре, что всего в 15 километрах от трассы. Но именно здесь, на Нюрбурге, в покрытых непроходимыми лесами отрогами Арденн, в массиве Эйфель, таится сердце немецкого автоспорта.
Поищите в сети ролики с довоенными гонками по Северной петле. Со сражеиями 50-х. Пожар Ники в 76-м, думаю, скоро станет весьма известным в свете скорого выхода фильма Ховарда. Нюрбург — это Вагнер (хотя «Золото Рейна» и «Кольцо Нибелунгов» вроде и должны быть ближе к Хоккенхайму, но куда, как не Нордшляйфе летят валькирии)? За лучшими из лучших летят, за самыми быстрыми и смелыми. За павшими в Зелёном Аду.
Заехали в Кёльн накануне — он ровно по пути из Дюссельдорфа в Аденау. Британцы и американцы летели туда семь десятилетий назад с другими целями. Бетонный город теперь. Хрущёвки-аденауэровки. Даже попытки их украсить черепицей, клумбами и прочими элементами саксонского стиля уюта не создают. Все разрушено дотла, включая историю. Но стоит в центре Дом — кафедральный собор, жемчужина готики.
Это первые мои воспоминания из Германии. Я ездил к дедушке на каникулы поездом — двое суток из Москвы до Брюсселя. И в пять утра был Кёльн. Выходить из вагона было нельзя, но на несколько секунд громада чёрного бриллианта появлялась в окне купе. Вокзал был прямо около Храма, состав втягивался на платформу медленно и можно было успеть увидеть шедевр. Но тогда я не понимал. Понял теперь, внутри.
На нём и держится наша общая цивилизация. На нём, на Нотр-Дам, на Дуомо, на Василии Блаженном и Христе-Спасителе. На мечетях Казани и Кордобского Халифата. Цивилизация культуры и науки, воинской доблести. Где чли честь и гордость, проводили парады в честь славных побед и отдавали должное поверженному врагу. Где не было места предателям, трусам, подлецам. Не всегда и не везде, конечно, удавалось, но вектор стремлений был этим, не обратным.
А автоспорт сейчас — один из последних оплотов уходящего в лету, растворяющегося в небытии тысячелетия той культуры и той цивилизации. И особенно здесь, на Нюрбурге. На острове Мэн. В Макао. Везде, где самые лучшие и смелые ещё бросают вызов машине, соперникам, своим собственным демонам. Я не призываю к крови, более того, — всегда пытаюсь спасти и оградить тех, кто близок и дорог. Но скальды нужны для героев. Без героев — кому петь гимны?..
Добро пожаловать на Нюрбургринг. Пусть хоть осколком, пусть хоть утренним туманом. Но прошлое ещё здесь, ещё не растворилось в радужных лучах нового века.
Добро пожаловать на Нюрбург.
© А. Попов