В ближайшие выходные, друзья, я мысленно буду отмечать свои 20 лет в Формуле-1. Формально, правда, в Арденны я впервые попал аж 23 года назад, восторженным мальчишкой, который, открыв рот, смотрел на эти сумасшедшие машины на этой невероятной трассе. Но работать начал именно в Спа-91. Где начал и Шумахер. А в Спа-92, где Михаэль впервые победил, я вел репортаж уже отсюда. Многое поменялось с тех пор, — вместо узеньких кабинок для репортажей — величественное здание, растянувшееся аж от Автобусной Остановки до Ля Сурс. Одно осталось неизменным — страсть.
читать дальше
И у меня, несмотря на все эти годы и эфиры. И у Михаэля, который, наплевав на усмешки и критику, вновь и вновь выходит на старт. Потому что иначе не может. Но главная страсть — у самой трассы. Она не была создана для гонок, подобно Нордшляйфе, она лишь стала плодом человеческого воображения, замкнувшего воедино несколько существовавших дорог. Но от эпохи перемен и борьбы за безопасность она потеряла куда меньше соседнего Нюрбурга. От 14 километров осталось семь. Это вам не пять от 22-х… Да разве в километрах дело? Оставь одну Красную Воду со спуском к ней и подъемом от нее — вот вам и трасса. Вот и легенда… А ведь есть еще Пуон и Бланшимон — храмы скорости и железных, титановых, урановых… частей тела, скажем так.
Магия места. Магия проселочных дорог, величественных деревенек, улыбчивых людей, стойко держащих удар при любой непогоде. Она, кстати, тут тоже константа. Это вам не Брюссель. А ведь и он встретил на этот раз чуть ли не военным положением. Вся местная пресса живописала вчерашнюю бурю — затопленные городские тоннели, плавающие в пригородах машины, потоки глины поперек уютных улочек… Но буря ушла. Чтобы вернуться, по прогнозам, как раз в пятницу и как раз в районе Арденн. Горам не привыкать. Спа, Мальмеди, Ставло и Франкоршаму тоже. Пусть грянет буря, пусть сильнейший победит. Как встарь. Так было, так будет.
И знаете, — не только у них. Всего несколько дней назад я был в Казани и понял одно. 20 лет спустя — просто новое начало. Большого и славного пути. Потому что мы смогли и сделали. Свое, маленькое Спа. Трасса Каньон вдвое короче, но она просто эпична. Связки за гребнем, отрицательный градиент, крутые подъемы и спуски. И везде — Европа. Рельсы, гравий, пит-лейн, боксы, главное здание. Уровень совершенно неожиданный и запредельный. И сражение Ухова с Миннихановым. И Козанков с Череванем. И Сотников с Шульмейстером. Мы просто вышли совсем на другой уровень. Разом, резко. И это счастье. Это наше начало. Это горящие глаза татарских и русских мальчишек. Они вернутся, они придут в этот спорт.
Еще 20 лет — и наш флаг будет везде, на каждой трассе мира. И у нас их будет много. А пока — Спа манит и зовет. Кто возьмет лучшую трассу мира? Меня упрекнули в этом блоге — мол, не могу определиться, — то у меня Монако лучшее, то Нюрбург, то Сильверстоун. Предвижу, что теперь вот скажут, что Спа. Да, друзья, — все так и есть. Более того, — через две недели еще Монца. А в конце сезона — Сузука. Кто любит гонки, тот поймет. Кто не любит — того жаль. Но шанс есть всегда. Увидеть. Полюбить. Пропустить через себя и сказать. Пусть гянет буря, пусть взорвут Арденнский лес раскрученные до 18 тысяч боевые горны валькирий. Они уже на подлете к Франкоршаму. Осталось чуть-чуть!© А. Попов