Ура! читать дальше Конечно, мы все надеялись на это и верили. Конечно, по мере того, как уверенно проводил Даня свой дебютный сезон и, параллельно, зримо росло напряжение между Феттелем и его командой, мысль о скором повышении россиянина не могла не приходить обозревателям.
Но всё же… Анонс вот так, накануне квалификации. Сам Квят узнал утром, прибыв в паддок. Сконцентрироваться после этого, конечно же, пытался! :-) Ну а «Ред Булл»… Команда всё-таки в шоке. Да, они знали, что если Феттель к 30 сентября не будет в первой тройке общего зачёта, то имеет право разорвать контракт.
Но не далее как в четверг с ним обсуждали детали зимних тестов и маркетинга-2015. А в десять вечера пятницы он прислал смс Критсиану Хорнеру: «зайди ко мне в номер». И всё. Так закончились четыре титула и почти сорок побед. Начинается новая жизнь. Скорее всего — в «Феррари». А Алонсо скорее всего уходит. И Райкконен, возможно, тоже.
Но это всё пока слухи. Как и тот, о котором пишут испанцы. Мол, узнав, что Фернандо решил уйти из «Скудерии», руководство «Мерседеса» предложило выменять его на Хэмильтона, но… получило отказ! Матяччи и Маркьоне нацелились именно на Феттеля! В общем, нас ждёт интересный период переходов (и откровений!)
И нас ждёт интересная гонка, учитывая поул Росберга. И 13-е место Квята. И тайфун. Он всё ближе и всё сильней, а желания провести старт пораньше пока у рукводства ФИА и ФОМа не заметно… Что-то будет!
Будет ли она в этом году?читать дальше Скажете, глупый вопрос? Согласен. Но именно его задавали сегодня утром друг другу в паддоке большинство персонала команд и журналистов, встретившиеся после полутора недель паузы вновь. Потому что накануне всё пестрело сообщениями о возможной забастовке.
В принципе, во вступающей в рецессию экономике Европы, а особенно, — Европы южной, ничего удивительного в забастовках нет. Они всё чаще, всё неожиданнее. Многие, кто собирались мирно взять напрокат машину в аэропорту Милана «Мальпенса» в среду в этом убедились. Но забастовка комиссаров на Гран-При?
Выяснялось, что им не заплатили ещё за прошлый год. Смешные, казалось бы деньги для организаторов — по 50 евро на человека в день. Но людей — сотни, организаторы (вернее часть из них) зимой едва не оказались на скамье подсудимых. В общем, такие мелочи, как люди, которые работают добровольцами (кроме упомянутых 50 евро транспортных расходов), шефов «Аутодромо Национале» не волновали.
Ну, подумаешь, стоят в жару и дождь на своих постах по 14 часов в день четыре дня подряд. Подумаешь, взяли отгулы на работе, приехали служить Королеве Автоспорта? Подумаешь, не отдали им обещанное… К счастью, внимание, привлечённое к этой ситуации угрозой забастовки, видимо, вразумило боссов и к вечеру четверга проблема (по словам, надеюсь, правдивым) была решена и урегулирована.
А паддок зажил другими новостями. Подписанием-таки Риккьярдо, которого хотели увидеть в «Ред Булле» куда меньше моих читателей (по итогам голосования в твиттере), чем того же Кими. Но подтвердили Дэна. Чтобы стать безропотным вторым, как предположили многие, во главе с Эдди Джорданом? Или чтобы стать новым Дэймоном Хиллом и вскоре придти к титулу, как обещает в своём сравнении-ассоциации Эдриан Ньюи?
Обещанная же самим Алонсо новость пока оказалась лишь его переходом в стан владельцев команд. Пока, — правда, — велосипедных! Ну а вопросы о составе «Феррари» остаются открытыми. Сам-то обещал остаться ещё три с половиной года. А вот вместо Массы (Фелипе накануне провожали овациями 7000 зрителей футбольного матча в Монце, но в «Скудерии» он останется наврядли)? И правда Кими? Или Хюлькенберг? Бьянки? Кто-то другой?
Ну и самая свежая новость — календарь. Пусть промежуточный, но это уже не отдельные даты. И что же? 21 гонка! Индия и Нью-Джерси и правда аут, как и предполагалось, но не Корея, переезжающая на весну. А кроме подтверждённых ранее России и Австрии, добавляется и Мексика. Причём примечательна концовка календаря в наскаровском стиле: шесть недель — пять гонок! Сочи-Абу-Даби-Мехико-Остин-Сан-Пауло!!! Вот это марафон!
Вот бывает — столько аргументов, вроде «за», а не верится и всё.читать дальше Вроде и сам говорил про три победы тут Льюиса, и Наталью слушал про сходство Венгрии с Монако, где выиграл Нико… Но не верил. Статистика ничего не стоит, думал. А в Монако нет такой жары, губительной для «Мерседеса» ранее…
Однако, — пожалуйста! Льюис не зря благодарил команду. И по радио на круге почёта, и лично, глядя на них с подиума. Да, он пилотировал безукоризненно. Но машина позволила ему переиграть теплолюбивые «Ред Булл» с «Лотусом». И это, — пропустив тесты в Сильверстоуне, где все как раз тренировались на новых шинах, да ещё и по жаре. Присутствие Брауна на подиуме было символичным. И, не менее символичным, — Падди Лоу, аплодировавший снизу, в окружении механиков и инженеров. Не знаю, начинается ли эпоха «Мерседеса», но те, кто смеялся над переходом туда Хэмильтона в прошлом году, точно посрамлены. Если им не хватило семи поулов команды и двух побед Росберга ранее.
Ну а позади Льюиса сегодня была просто замечательная гонка. Одна из лучших в году. Тут и Кими с меньшим количеством пит-стопов и чудовищной народной поддержкой именно на Хунгароринге. Плакаты в его честь висели утром даже на мостах над автобаном, который ведёт на трассу! И Себастьян с интересной борьбой, но некоторым недовольством по радио, не говоря уже о загадочном «fail 2 — 2». Что приводит нас к Марку. С его стартом на жёстких, с лидерством, борьбой, лучшим кругом… Да и Алонсо сделал всё что мог. И даже Масса, с его сломанным крылом. Вот Нико, об которого он его сломал, явно будет вспоминать этот день в кошмарах.
Это — не говоря о Грожане. Прекрасная боевитая гонка. Испорченная совершенно непонятным судейским решением. Как и наказание Сэму Бёрду в ГП2 накануне. Этот штраф был крайне обидным и несправедливым. Роман мог стать одним из героев, а остался в результате просто «одним из»… Чего не скажешь про «Макларены». Да, за подиум в итоге борьбы не вышло, но Перес в субботу и Баттон в воскресенье были одними из самых заметных людей на трассе. Как, кстати, и Мальдонадо. В прошлом году он выиграл Испанию, а в этом добыл первое (!) в сезоне очко «Уильямса» аж на десятом Гран-При. Но это было не менее сложно…
Мне всегда нравился Хоккенхайм.читать дальше И автодром (лесной, длинный — однозначно, но даже и перестроенный), и поля Рейнланд-Пфальца вокруг. И деревушки, и близость Рейна, и удивительный Хайдельберг на Некаре, что всего в 15 километрах от трассы. Но именно здесь, на Нюрбурге, в покрытых непроходимыми лесами отрогами Арденн, в массиве Эйфель, таится сердце немецкого автоспорта.
Поищите в сети ролики с довоенными гонками по Северной петле. Со сражеиями 50-х. Пожар Ники в 76-м, думаю, скоро станет весьма известным в свете скорого выхода фильма Ховарда. Нюрбург — это Вагнер (хотя «Золото Рейна» и «Кольцо Нибелунгов» вроде и должны быть ближе к Хоккенхайму, но куда, как не Нордшляйфе летят валькирии)? За лучшими из лучших летят, за самыми быстрыми и смелыми. За павшими в Зелёном Аду.
Заехали в Кёльн накануне — он ровно по пути из Дюссельдорфа в Аденау. Британцы и американцы летели туда семь десятилетий назад с другими целями. Бетонный город теперь. Хрущёвки-аденауэровки. Даже попытки их украсить черепицей, клумбами и прочими элементами саксонского стиля уюта не создают. Все разрушено дотла, включая историю. Но стоит в центре Дом — кафедральный собор, жемчужина готики.
Это первые мои воспоминания из Германии. Я ездил к дедушке на каникулы поездом — двое суток из Москвы до Брюсселя. И в пять утра был Кёльн. Выходить из вагона было нельзя, но на несколько секунд громада чёрного бриллианта появлялась в окне купе. Вокзал был прямо около Храма, состав втягивался на платформу медленно и можно было успеть увидеть шедевр. Но тогда я не понимал. Понял теперь, внутри.
На нём и держится наша общая цивилизация. На нём, на Нотр-Дам, на Дуомо, на Василии Блаженном и Христе-Спасителе. На мечетях Казани и Кордобского Халифата. Цивилизация культуры и науки, воинской доблести. Где чли честь и гордость, проводили парады в честь славных побед и отдавали должное поверженному врагу. Где не было места предателям, трусам, подлецам. Не всегда и не везде, конечно, удавалось, но вектор стремлений был этим, не обратным.
А автоспорт сейчас — один из последних оплотов уходящего в лету, растворяющегося в небытии тысячелетия той культуры и той цивилизации. И особенно здесь, на Нюрбурге. На острове Мэн. В Макао. Везде, где самые лучшие и смелые ещё бросают вызов машине, соперникам, своим собственным демонам. Я не призываю к крови, более того, — всегда пытаюсь спасти и оградить тех, кто близок и дорог. Но скальды нужны для героев. Без героев — кому петь гимны?..
Добро пожаловать на Нюрбургринг. Пусть хоть осколком, пусть хоть утренним туманом. Но прошлое ещё здесь, ещё не растворилось в радужных лучах нового века.
Иначе классифицировать действия Феттеля сегодня просто невозможно.читать дальше Он нанёс именно удар по своим соперникам. Конечно, мы едва преодолели отметку в треть сезона (как раз в этой гонке, после 23-го круга!), конечно, впереди ещё целых 12 (двенадцать!!) Гран-При и подводить даже предварительные итоги рано.
Но всё же. Кроме того факта, что Себастьян впервые выиграл в Канаде (и в целом, — в Северной Америке), кроме того факта, что победа стала уже третьей в этом сезоне, кроме, наконец, впечатляющего (по нашим временам, конечно) отрыва в 14 секунд на линии, бросаются в глаза и общие отрывы. От Алонсо — 36 очков. От Райкконена — 44. От Хэмильтона — 55. От Уэббера — 63. И от Росберга — 77. Остальных можно не рассматривать…
Скажете немного? Да, конечно. Те же Фернандо и Кими могут вернуться за пару гонок из оставшейся дюжины. Но для этого нужно совсем уж несвойственное современной Ф1 (и методологии работы «Ред Булла») стечение обстоятельств. Пока же Себастьян может ликовать. А ведь, квалифицируйся вчера тот же Алонсо повыше — и всё могло сложиться иначе. Темп у него был. И по лучшему кругу он уступил лишь тысячные Уэбберу, и обгонял здесь до упора, включая «короля Монреаля» Льюиса Хэмильтона.
Но, с другой стороны, — кто гарантирует, что после своей внедорожной экскурсии в связке имении Сенны, Себастьян просто не стал беречь машину по настоятельной рекомендации из боксов? Кто гарантирует, что, окажись «Феррари» рядом с самого старта, — «Ред Булл» не смог бы ехать ещё быстрее? Намного быстрее? По крайней мере, от конкурентов Феттель избавился и так. И, если у Алонсо он отыграл «лишь» семь очков, то у Райкконена (и это после провального для финна Монако...) — все 23.
Вроде и дождь не пошёл, как мечтали в «Лотусе», а гонка всё равно не сложилась. Ни у Кими, ни у Романа. То ли дело — «Форс Индия»! Ди Реста, продержавшись до 56-го круга, заставил нас вообще забыть, что с резиной в этом году были какие-то проблемы (и это на трассе, где всего год назад и развернулась шинная драма ближе к финишу). Даже Сутиль, несмотря на надломленное заднее крыло (а ведь в четырёх точках круга скорость переваливает за триста!) и сомнительный штраф за синие флаги, поддержал порыв партнёра и отметил сотую гонку команды двойным финишем в очках!
А «Торо Россо»? У Риккьярдо, после бодрого начала, что-то разладилось и появилась сильная избыточная поворачиваемость, но Вернь каков? Не просто удержал, в отличие от Боттаса, нажитое непосильным трудом в квалификации. Нет, ещё и прошёл на трассе того же Вальттери (и Кими, на всякий случай!). Шестое место на финише (впереди «Феррари», «Лотуса», «Макларенов») — его личный лучший результат в карьере. А для команды из Фаэнцы — лучший… с той самой дождевой победы Феттеля в Монце-2008! Интересно и то, что мы увидили в первой десятке… семь разных тактик (правда первые четверо пилотов выбрали как раз одинаковую).
Всё было в этой гонке, включая столкновения лидеров с отстающими на круг. Всё было, кроме постоянных тут дождей и пейс-каров. Но, значит ли это, что два часа под выглянувшим наконец-то Монреальским солнышком, прошли зря? Конечно, — нет! А насчёт удара… Посмотрим в конце сезона, когда придёт время анализа. Но, если Себ станет четырёхкратным, — рискну предположить, что Гран-При Канады станет далеко не лишним звеном в этой истории.
Именно так — большими буквами!читать дальше В своё время английские журналисты в шутку запустили такой хэштег в интернете — #БОТТАС. Шутка прижилась. Следом за ними стали повторять члены команд, потом болельщики «Уильямса», где он был тест-пилотом, а потом и болельщики Формулы-1 в целом. Популярность юмора позволила даже попасть в мировые тренды и некоторое время там продержаться.
Конечно, Вальттери немного нетипичного телосоложения — и лицо круглое, и тело плотное. Но это уже особенности организма, к спортивности никакого отношения не имеют. Он не меньший атлет, чем соперники по стартовой решётке. Вплавь почти угоняется за своей невестой, членом олимпийской сборной Финляндии, между прочим. Так что большие буквы в фамилии — не только юмор. Но и дань таланту.
Это большой гонщик. Это было понятно ещё в ГП3, где он блистательно стал чемпионом два года назад. И в 2012-м, где он проехал 15 серий пятничных свободных заездов из двадцати гонок. Инженеры «Уильямса» не чаяли в нём души, — быстрый, спокойный, обстоятельный, со способностями к аналитическому мышлению. Казалось, большое будущее обеспечено. Но вот болид оказался полностью запорот в этом году.
В атмосфере общего разочарования лишь единицы видели, что на фоне быстрейшего Мальдонадо, победителя Гран-При, дебютант Боттас смотрится совсем неплохо. Даже в квалификациях. Но нужен был катализатор. И он случился. Наподобие Бразилии у Хюлькенберга, у Вальттери появилась своя Канада. Да, не первая позиция. Но и это третье место позади взявшего здесь свой третий поул подряд Феттеля и также трижды бравшего поул до этого Хэмильтона — сродни победе!
Боттас — герой субботней битвы. Но и Сутиль с его рывком в третий сегмент, с его прекрасной квалификацией. И Вернь со вторым подряд попаданием в финальную десятку и с победой там над Риккьярдо. А вот проигравших назвать на этот раз также, увы, не тяжело. Грожан, который добавил к штрафу в 10 позиций лишь 19-е время. Ди Реста, который вновь, второй раз после Монако, не вышел во второй сегмент. Масса, наконец, разбивший второе шасси подряд…
Привет, Жиль!читать дальше Простая надпись на стартовой прямой. Но сколько она значит для местных болельщиков. Наверное нам, представителям огромной державы, великой нации, никогда до конца не понять, как на самом деле можно гордится своими героями. Скажете, Канада тоже большая? Да, по территории, — конечно. По населению — не очень… Да ведь и не о Канаде тут речь. Это Квебек. И местные жители так и воспринимают себя.
И гордятся своими героями. Это у нас их много, очень много. Столь много, что мы и не ценим, привыкли к героизму. Более того, — удивительно доверчивы мы к любой гадости, что нашептывают нам извне, — и вот уже — нет героя, низвенчан кумир. А что? У нас же их много, не жалко ведь… А у других героев мало. И приходится иногда даже додумывать героические эпизоды, чтобы было, чем гордиться… Но вот к Вильнёву это не относится. Он из настоящих героев, здесь и правды хватает с лихвой!
Почти двадцать лет приезжаю в Канаду, а так из Монреаля и не выбрался (если не считать, конечно, Олимпиады в Ванкувере). А ведь всего в ста километрах от города — музей Жиля. В его родном Бертьервилле. На улице, что ведёт от автобана к реке. На улице, что носит его имя. Небольшой ангар, но там живут гонками. «Из России? Как жаль Петрова… Вернётся? Точно? Здорово!» В магазинчике сувениров можно оставить годичную зарплату, а вот в сам зал с экспозицией никто не провожает. Деликатно. Ну, вы сами посмотрите всё. Можете фотографировать, трогать руками, смотреть…
Вот и Европа. читать дальшеДавно уже не первый мир. Давно уже — второй, если не третий. На заре гонок Гран-При выезд из колыбели автоспорта в экзотические локации, вроде Триполи или Касабланки был приключением. Сейчас — экзотика — это Старый континент после Мельбурна, Куала-Лумпура, Шанхая, даже Манамы с её беспорядками… Не всё так плохо, конечно, но роли в мире поменялись, это факт.
Впрочем, в пределах паддока всё неизменно. Дыхание кризиса (пока?) проносится стороной. 20% чемпионата позади и тут — новый старт. Выросли моторхоумы, привезены бесчисленные обновления, а зимние тесты с их прохладной трассой далеко и большинство сходятся во мнении, что начинать всё равно всё сначала. «Пирелли» всё-таки чуть-чуть пошла навстречу «Ред Буллу», немного изменив жёсткий тип (состав 2012-го на конструкцию 2013-го), но и только.
Да, лишний комплект будет в пятницу (но не для новичков, а, как бывало иногда и раньше — «экспериментальный»), что позволит хотя бы протестировать новинки. Они будут у всех, причём у некоторых, — едва ли не последние по ходу сезону (надо ведь готовиться к 2014-му), хотя на словах все обещают продолжать битву обновлений едва ли не до Интерлагоса…
Куда интереснее — высокая вероятность дождя в пятницу, которая может помешать правильно настроить машину на сухую гонку. Ну и вторая зона ДРС. Да, после скоростного 9-го поворота на гребне подъёма, прямая к 3-му сектора не такая и длинная. Но торможение после неё — очень жёсткое, почти в шпильку, так что шанс обгона может выйти и не хуже, чем к первому повороту.
Про шансы на победу пока говорить рано. Конечно, вряд ли повторит прошлогодний успех Пастор, как бы не улучшился «Уильямс», но в остальном… Может ли «Ред Булл»? Конечно! «Феррари»? Естественно! «Лотус», несмотря на потерю технического директора? Запросто! «Мерседес», пусть Льюис тут пока не побеждал? Почему бы и нет! «Макларен», если сработают новинки? Не исключено! Да даже «Форс Индия», если серия невезения закончится!
В общем, уик-энд на «России-2» нас ждёт интереснейший! А, если у вас есть «Спорт-1», то вы увидите вообще всё! Не только гонки и квалификации ГП-2 (и борьбу за победы «Русского Времени») с нашими с Натальей Фабричновой комментариями, но и гонки с квалификациями ГП-3 (где поедет Даня Квят) и «СуперКубка Порше» (где гостевым пилотом будет Себастьян Лёб!) с комментариями нашего друга Владимира Башмакова.
В общей сложности вас ждёт на ВГТРК… 13 (тринадцать!!) автогоночных трансляций за три дня!!!
Как же хорошо, что продолжение действительно следует! читать дальшеВот так, не успели ещё переварить и «каталогировать» фанаты Китай, как Ф1 уже в Бахрейне, уже готовится к четвертому этапу чемпионата. Чуть не написал, юбилейному, как и Шанхай, ведь дебютировали-то оба в 2004-м. Ан нет, Сахир, увы, из-за беспорядков был вынужден один год пропустить и эта гонка станет только девятой в Королевстве.
А из восьми предыдущих аж пять выиграл нынешний состав «Феррари» — три победы у Алонсо и две у Массы. Ну и, по одному разу здесь всходили на высшую ступень пьедестала Шумахер, Баттон и Феттель. Значит ли это, что нас ждёт продолжение китайского доминирования «Скудерии»? Отнюдь! Несмотря на три выигранные в этом году гонки «Лотусом», «Ред Буллом» и «Феррари», многие эксперты говорят сейчас о… «Мерседесе»!
Аргументация солидная. Благодаря новейшей гидравлической подвеске, доведённой-таки, похоже, до ума, машина из Бракли идеально нагружает передние колёса. Что было очень важно в Китае. Отсюда — и поул. Но, — обратная сторона медали, — перед нагружался слишком хорошо. Отсюда — мгновенные гранулирование и износ. Остюда — жалобы пилотов ещё в пятницу и не очень убедительный темп в воскресенье.
Теперь же настаёт черёд более традиционных трасс. Где куда важнее износ задних. Так что «Мерседес», возможно, и не так выстрелит в квалификации, зато куда убедительнее будет смотреться в гонке, а ведь самое главное — именно это. Впрочем, жаркая погода должна помочь и «Лотусу», а пагубный для него дождь почти невероятен, максимум — в пятницу. Да и в прошлом году Кими тут едва не выиграл, а Роман (отпраздновавший свой день рождения) впервые приехал на подиум.
А «Ред Булл»? Продолжение борьбы внутри команды, двухсотый старт Марка (кто-то говорит, что и у Фернандо на самом деле он будет тут, а не в Шанхае был, но тут, — как считать). «Феррари»? Претендентов хватает, как видим. «Макларену» пока тяжело и для результата нужна другая тактика, как это было в Китае; но уже с Испании обещают очень серьёзные изменения. Пока же внимание не столько на машину, сколько на Переса, несколько потерявшегося на фоне Дженсона.
Машиной занимаются и в хвосте пелетона. Новинки у «Кэйтерэма» пока нет, но Ковалайнена попросили вернуться на пару пятниц — сравнить темп. Это, как понимаете, серьёзный удар по собственным кадровым решениям, практически признание сомнений в потенциале Пика и Ван дер Гарде… У «Маруси» такого нет, — они сажают в пятницу своего «тестера» Родольфо Гонсалеса. С совсем другими, как понимаете, целями. В любом случае, — первый сеанс здесь — не лучшее время для дебюта в Ф1 из-за песка (несмотря на клей на окрестных холмах и супер-вакуумную машину-уборщик) на трассе.
Ещё пара соображений перед гонкой: здесь самый абразивный асфальт чемпионата (гранитную крошку для него в своё время везли океанскими сухогрузами из… Уэльса), так что в «Пирелли» ещё после Малайзии отыграли назад и сменили запланированную было пару хард-софт на хард-медиум. И, — это первый серьёзный тест тормозных систем. Конечно зон ДРС (и независимых точек детекции) трлько две, но торможений с 300 км/ч — четыре, так что внимание ещё и принудительному охлаждению дисков.
Ну и, напомню, что мы показываем теперь ещё и ГП2. Обе гонки уик-энда — прямо на «Спорт-1». А к и без того внушительному составу, что мы видели на старте сезона в Малайзии, на эти выходные добавляются две звезды — Робин Фряйнс и Александр Росси. Впрочем, пилоты «Русского Времени» тоже не лыком шиты — Сэм Бёрд — официальный пилот резерва «Мерседеса», а Том Дильманн выигрывал на Сахире в ГП2 год назад. И горит желанием повторить.
Алексей Попов: Если кому-то еще надо доказывать, что Виталик – быстрый гонщик, мне с ними просто не по пути!
Мужчины его любят слушать, а женщинам нравится на него смотреть… Алексей Попов — «российский голос Формулы-1″,- можно сказать, «первооткрыватель» этого вида автоспорта для российской аудитории. В эфире он максимально объективен, корректен и всегда логичен, именно поэтому телезрители называют его народным комментатором. читать дальше Уважение и признание в нашей стране и не только Алексей снискал еще и как журналист, ведущий известных спортивных программ, а также дневников крупных спортивных турниров: Олимпиады, чемпионата мира по регби и многих других. А еще он просто очень хороший человек, коммуникабельный, открытый и, к сожалению для многих женщин, уже женатый…
Он приехал в Выборг всего на два дня в разгар кинофестивальной недели и дал эксклюзивное интервью нашему журналу. Разговор за чашкой кофе продолжался более двух часов. Алексей охотно рассказывал не только о своей профессии, семье, но и о своем стиле жизни…
Кор.: Большое спасибо за то, что «российский голос Формулы-1″ пожаловал в Выборг. Алексей, комфортно ощущаете себя в таких маленьких провинциальных городах?
А.П.: Вы знаете, Выборг, конечно, другой! Мне он очень нравится. Я мог бы польстить самомнению выборжцев, сказать, что это единственный «другой» город, но поскольку мне удалось благодаря профессии много ездить по России, скажу, что все города другие. Уфа другая, Казань другая, Санкт-Петербург другой, Выборг тоже. Это в советское время было очень много стандартизации, все города по одному лекалу. Вспомните, улицы называются одинаково, все памятники одинаковые, и мы знаем, кому, центральные площади с обкомом одинаковые… Это же ненормально. У каждого города должно быть свое лицо, своя история, свои традиции. Я побывал в Выборге на экскурсии, пообщался с удивительным энтузиастом, патриотом этих мест, узнал много интересного про Замок, старый город. Прекрасно, когда есть люди, которые искренне любят свой край и прилагают столько усилий, чтобы восстановить историю.
История – это важно. Это фундамент того, на чем мы стоим. Без истории нет не то что будущего, нет настоящего. Ведь почему некоторые государства, у которых нет истории, пытаются всех остальных стандартизировать? Нам это понятно. И почему первейшая задача любого государства, у которого есть история – сохранить её и отбить эти атаки? Тоже понятно… Кор.: Приятно, что Выборг произвел впечатление.
А.П.: Вы знаете, что еще меня приятно удивило, в вашем городе есть культура вождения. Водители пропускают пешеходов… Я был удивлен.
Кор.: А мы этого не замечаем, нам кажется, что мы становимся добрыми и внимательными только когда попадаем в Финляндию.
А.П.: Ну из Москвы в Финляндию ездят редко, зато люди просто берут машину в прокат и отправляются в Европу.
Кор.: Как считаете, придет когда-нибудь и в нашу страну культура вождения?
А.П.: Я вам скажу так — выступлю апологетом репрессивного аппарата. Ждать, что все сразу станут культурными невозможно. Я видел очень много примеров того, как несколько паршивых овец заражали всё стадо. Я очень часто наблюдал в пробках, как люди пытались стоять в своём ряду и не использовать правую обочину перед светофором до момента, когда битая «шестёрка», а за ней огромный новый внедорожник пылили по этой самой обочине очень нагло вплоть до самого светофора. И в этот момент половина людей из среднего ряда вылезали и становились за ними. Но за это бросить в них камень я не могу. Если бы я ни разу в жизни не проехал на мигающий желтый, я бы мог что-то сказать, но я точно такой же живой человек. Даже больше скажу. Если бы не повесили везде камеры, я бы всё время превышал скорость и на много. Да, в отличие от них, я считаю, что умею водить, но, понимаете, ведь каждый из них тоже так думает про себя. Это если его пригласить на картодром, он поймет обратное, но пока ему не представишь доказательства, он считает себя водителем с большой буквы. Более того, поскольку у него внедорожник с большим мотором, а вокруг, как ему кажется, быдло на Жигулях, он, нажав на газ, легко от них уезжает, его самооценка при этом, как водителя, еще больше повышается. Понимаете, какая чушь?
Мы не можем доверять живым людям, поэтому давайте доверять автоматике. Еще раз говорю: только камеры, только репрессивный аппарат. Камеры нужны везде и повсюду. И только так, к сожалению, через большие денежные штрафы до людей может что-то и дойдет… И это всё говорю Вам я, фанат скорости, у которого быстрая машина! Мне тоже не хочется ехать ночью по пустым дорогам со скоростью 99 км/ч. Ограничение — 80, но ладно, 99 допустимо. А вот если + 20, то уже штраф. У меня шесть передач, я еду на четвертой, мотор у меня при этом еле дышит: четвертая-третья, четвертая-третья…И вот так я еду. И как бы мне не было противно, я выступаю за соблюдение правил. Но при этом я понимаю, что наверняка Виталий Петров, глядя на меня, скажет, что это я не умею водить по сравнению с ним…Нужно понимать, что всегда найдется кто-то сильнее тебя. А мы амбициозно считаем: «Ну, я то всё могу и умею, мне можно!» Нет, ребята! Или всем или никому. Мы создаем такой пример, когда позволяем человеку с четвертого ряда повернуть налево. А пробка стоит только из-за того, что он не может постоять, как все остальные, один цикл светофора, ему хочется повернуть именно сейчас, поэтому он проезжает и блокирует 4 ряда, останавливается и начинает мигать. Половина людей, проезжая мимо, могут ему что-то показать, но они же просто проезжают, а не выходят из машины и не бьют ему морду. А хорошо было бы пару раз его проучить или зеркала отбить ломиком. Я не призываю к этому, но понимаю, что, может быть, это единственный способ его остановить.
Потом он уже вряд ли так поступит, боясь, что нарвется на какого-нибудь психа. Так вот, в роли этого самого психа должно выступать государство. Нужно везде установить камеры, поставить жесткие границы вот этих поворотных рядов, штрафовать за каждый поворот со среднего ряда. Только в условиях жестких рамок мы, может, и начнем уважать друг друга на дорогах. И ничего страшного, что сначала это будет культура из-под палки. Зато потом будет результат. В Германии и в Финляндии на таких выскочек на дорогах смотрят, как на идиотов, а у нас, как на смелых пацанов. Может быть, культура вождения придет только через поколение, но к этому всё равно постепенно надо идти. Либерализм по отношению к человеку недопустим. С детского сада надо наказывать. Ребенок должен понимать, что такое добро, а что такое зло. Ограничения должны быть всегда. Иначе давайте уголовный кодекс отменим? На самом деле, я думаю, в нашей стране это будет следующая цель после гей-проектов.
Кор.: Но ведь люди гоняют не только из-за нетерпения стоять в пробках на дорогах, причиной «лихачества» может быть и психологическое состояние водителя. В Европе же человек может пойти на автодром, заплатить деньги и отрываться…
А.П.: Я больше скажу, у нас сейчас было бы больше шансов при наличии большего количества трасс. В Европе это есть, но этим мало кто пользуется. Это нашему человеку свойственна невероятная широта души. Вы посмотрите, какая русская традиция насаждается нам десятилетиями через фильмы, через рекламу — нажраться и гордиться количеством выпитого. Это же позор! А вот если все это заменить разрешенным андреналином! Наш человек, гоняя, не будет жалеть резины, сцепления, тормозов…На трассе это, кстати, всё умирает очень быстро. Люди даже не представляют, насколько быстро. За полчаса можно убить тормоза, которые в обычной ситуации прошли бы 40 000 км пробега.
Кор.: Но ведь под Москвой, в Мячково, собираются люди…
А.П.: Мячиково сложно назвать гоночной трассой, но там, действительно, собирается народ. Вот Невское кольцо, на мой взгляд, было гораздо лучшей гоночной трассой, но его нет. Оно «упало» под ударами футбола. А вот в Европе мало какие трассы собирают людей. И там, кстати, часто собираются люди, чтобы вместе «потошнить», чтобы побыть среди своих. Там очень много клубов, там есть эта культура.
Кор.: Раз уж мы заговорили о скорости, не могу не спросить… Виталий Петров… Уж кто только не высказался о нем: у него не было этого, не было этого… Ваша точка зрения, есть ли у него что-то, что позволит сказать: он не просто пилот?
А.П.: Естественно, он не просто пилот. Для нас он никогда не будет просто пилотом. А для остальных как — мне это не важно. Я даже развивать не собираюсь эту тему. Если каким-то читателям нужно по этому поводу что-то доказывать — мне просто с ним не по пути.
Кор.: С культурой вождения и скоростью всё ясно, а если говорить о культуре речи… Вы потрясающе интересный собеседник. Но это прямой контакт. А держать внимание многомиллионной аудитории намного сложнее! Это уже талант. Позволю себе заметить, что в эфире Вы не позволяете себе слов-паразитов, очень правильно строите предложения, т.е. бережно относитесь к русскому языку.\
А.П.: (перебивает). Я должен вас разочаровать. Или, вернее, снять с себя корону, которую Вы сейчас пытаетесь на меня надеть. Когда я комментирую, скажем, Формулу 1, то в каждый последующий момент приходится одновременно думать о десятках вещей: смотреть live timing, повторы, покруговки…Плюс мне нужно закончить фразу, которую я уже начал говорить, чтобы болельщикам у телеэкрана было всё понятно. Меньше всего в этот момент я думаю о том, что нужно грамотно говорить. Видимо, просто сказывается хорошее воспитание родителями. Они со мной разговаривали на грамотном русском языке. Я слышал с детства правильную, культурную речь, и это впиталось.
Кор.: Вы знаете, сейчас многие не включают телевизор, чтобы не слышать того русского языка, на котором говорят некоторые телевизионные герои… А.П.: Если мы берем идеальное общество, существующее вне истории, вне географии, вне соседей, вне посторонних факторов…Общество, которое не подвержено никакой угрозе ни снаружи, ни внутри, что опаснее, тогда первоочередной вопрос — это вопрос стиля и формы. Я с Вами согласен. Меня тоже передергивает, когда я слышу неграмотную речь, когда слышу нецензурную брань…Хотя вне профессиональной деятельности с друзьями я тоже могу выругаться. Понимаете, мне кажется, что именно сегодня и именно сейчас гораздо важнее содержание, т.е. ЧТО говорится, а не КАК это говорится. Мы не берем спорт сейчас. Хотя и спорт, к сожалению, тоже не существует в отрыве от всего остального. Спорт – это тоже очень хороший показатель – «лакмусовая бумажка». Когда ты видишь, как многие люди воспринимают своих спортсменов, то через это ты понимаешь и всё остальное… Точно также они воспринимают и свою страну. Поэтому мне ближе не самый культурный, не самый столичный, не самый образованный человек, который постарается, может быть, и не в самой красивой форме донести то, что он хочет, чем образованный литератор-либерал, который еще в конце 19 века в кофейнях Санкт-Петербурга готовил первую русскую катастрофу.
Кор.: Алексей, ты же понимаешь, что, в принципе, ты воспитываешь людей, когда ты что-то говоришь?
А.П.: Мне бы хотелось, чтобы мы существовали в безвоздушном пространстве, чтобы я никогда не был вынужден через паузы, через намеки, через какие-то аллюзии говорить ни о чем другом, кроме того, о чем я говорю. Но я не существую вне страны, которая меня родила, которая дала мне жизнь, в которой я живу…
Кор.: Какое-то время Вы жили в Монако?
А.П.: Совершенно верно. Я жил в раю. 10 лет. Но вернулся. Многие до сих пор не понимают мотивов этого поступка. Но если они этого не поняли, то я и не смогу им это объяснить. Я очень люблю путешествовать, я знаю много языков, несколько из них более или менее хорошо, один в совершенстве. У меня есть друзья всех национальностей. И многие из них относятся к моей родине не так, как мне хотелось бы. Но им я могу это простить, потому что они иностранцы. Врагу на поле боя ты прощаешь то, что не прощаешь в своём тылу. Но для предателей Родины есть одно – кол, плохо оструганный.
Кор.: Алексей, сколько времени Вы уделяете работе?
А.П.: 99%. Не лукавлю. Кор.: Это реально?
А.П.: Вам любой пилот и Виталик, наверное, в том числе, скажет, что тяжело пилотировать машину Формулы 1. Но возникает тогда вопрос: а зачем же ты пилотируешь? Он скажет: «Я люблю это». Я тоже люблю это, бывает тяжело, но жаловаться глупо. Мне повезло! Я счастлив, что все получается.
Кор.: А можете назвать три своих жизненных приоритета?
А.П.: Родина. Любовь. Дети. Именно в этом порядке.
Вскоре после гонки в паддоке стемнело.читать дальше При старте в четыре пополудни, собственно, это и неудивительно. Но вот психологическая атмосфера стемнела ещё раньше, — примерно за один из пяти шинных отрезков до конца. Именно в этот момент то, что обещало стать просто хрестоматийным сражением двух команд в полном составе, превратилось в то, что будет, увы, вспоминаться ещё долго.
«Мерседесы», потратив на погоню слишком много топлива, резко сбросили темп (правда, неизвестно, смог бы всё же гнаться за «Ред Буллом» Росберг, дай ему команда право выйти вперёд), ну а лидеры… Один получил приказ беречь резину и сбросить темп, переведя все настройки в режим экономии, а другой… Тоже получил этот приказ, но не счёл нужным его исполнить.
В результате мы имели на подиуме то, что имели. Марк стоял, уверенный, что его дважды обманули, заставив притормозить, и украли победу. Себастьян постепенно проникался чувством неправильности происходящего, глядя на холодную реакцию команды (извинения будут потом). А Льюис с ужасом думал, что 50-й подиум он хотел не таким, не за счёт партнёра, который сегодня справился лучше…
И это был один из самых грустных подиумов вообще. И атмосфера в паддоке потом была плохой. Как в Мельбурне-98. В Шпильберге-02. В Хоккенхайме-10. Даже былые подвиги Себа и Марка в Турции и Сильверстоуне не оставляли такого послевкусия. А вот тут накрыло. Причём всех. Хорнер вышел к прессе спустя приличное время. Он искал слова, он убеждал, что всё позади. Его было по-человечески жалко.
Даже те, кто, вроде бы вообще не причём, сегодня «начудили». Ну как назвать решение не зазывать Алонсо после первого круга? Он уверял, что решили рискнуть, ожидая четвёртого, когда можно было бы уже ехать за сликом. Рискнули… А то, что механики сделали Баттону? А ведь он на такой машине мог просто-напросто побороться за победу! За победу, представляете?! Тактика и пилотаж были великолепны. Но этого не хватило…
А «Торо Россо», выпустившее Верня прямо в заезжающего Пика? То, что оба француза финишировали в итоге, а Жан-Эрик ещё и в очках, — это уже чудо. А вот «Форс Индии» не финишировали. В гонке, где большие очки, вплоть до подиума, были реально возможны, исходя из темпа болидов посуху. Темпа, который они демонстрировали весь уик-энд. Но темпа не хватило, нужна была надёжность элементарных вещей, — крепления колёс…
Всё плохо, скажете? Э-э, нет! Возьмите «Лотус»! Вот где внутрикомандная борьба обошлась без командной тактики. Грожан выиграл, несмотря на более старый выхлоп. Но как боролся всю гонку Кими! С Риккьярдо, с Хюлькенбергом, с Пересом и Массой! Да, потерял лидерство в общем зачёте, но, уверен, получил удовольствие от гонки. Ему не хватало в ралли именно этого — борт-в-борт!
И Перес молодец. И Хюлькенберг. А дебютанты Боттас и Гутьеррес? Про Бьянки и вовсе промолчу, — Жюль творит чудеса вторую гонку подряд. И сколько сегодня в целом было удивительных по красоте эпизодов! Обгонов, борьбы, ошибок, тактических решений! Как жаль, что всё перечеркнул этот последний отрезок двух лидировавших команд…
Но жизнь не заканчивается. Три недели до Китая. Страсти улягутся, Формула-1 останется. Она переживала всякое. Переживёт и такое.
Или, скажем так: этюд в дождевых тонах.читать дальше Потому что, здесь, в Малайзии, дождь, попортивший нам столько нервов в Альберт-Парке, и вовсе является не частым гостем, а радушным хозяином. Причём, — хозяином-домоседом. То есть зайти к нему на огонёк и не застать дома — категорически невозможно.
Я прилетел сюда из Мельбурна сразу же, первым ночным рейсом. Так что в понедельник утром уже был в пригороде Куала-Лумпура и успел составить свою своеобразную статистику. Главный её посыл — в тропиках категорически ничего не изменилось за те полтора десятилетия, что мы приезжаем сюда на гонку. Каждый день дождь заряжал примерно в одно и то же время, чуть ли не по строгому расписанию.
Колебались только минуты начала ливня. От 14:50 до 15:40. Но не интесивность — хляби небесные разверзались минут на двадцать. Стоит ли напоминать, что гонка в воскреснье (и квалификация в субботу) стартуют по местному времени в 16:00. Так что имеют полные шансы начаться на залитой трассе. Конечно, при эваториальной жаре, асфальт тут быстро и сохнет, но, если что, фактор заката тоже никто не отменял.
А тут, на Сепанге, как и в Альберт-Парке, специальное освещение никто не делал, в отличие от Сингапура и Абу-Даби… Дай Бог, чтобы не пришлось переносить! Вообще, сухая гонка, да ещё на куда более «гоночном» автодроме, дала бы нам хотя бы приблизительный расклад на сезон. До тех пор, конечно, пока не начнутся новинки и улучшения. Но это ещё не скоро, да и особого фанатизма, учитывая 2014-й, можно не ждать!
А пока мы имеем лишь представление о форме команд по Мельбурну. И форма эта местами была неожиданной. Накануне я выбрал для своего опроса в твиттере 5 команд, которые (в плюс или минус) могли удивить больше всего. И попросил назвать, собственно говоря, главный источник удивления. Из 543 человек, ответивших за час, лишь 31 (5.7%) выбрали «Уильямс», хотя сам я, признаться, проголосовал бы именно так.
62 (11.6%) были впечатлены формой «Маруси», 70 (12.9%) — «Форс Индии», но главное сражение разыгралось «в верхах». Потрясение (приятное в данном случае) от формы «Лотуса» испытали 160 респлндентов (29.5%), но ещё больше, — 220 человек (40.5%) были шокированы (и тут, увы, со знаком минус) тем, что продемонстроровал в Мельбурне «Макларен»… Что говорить, если даже поползли слухи о возвращении к прошлогоднему шасси с более традиционной подвеской.
Слухи эти были развеяны Уитмаршем немедленно. Он говорил, что команда продолжит борьбу, что потенциал улучшения по ходу сезона есть, и немалый (примерно в том же положении ровно год назад оказалась «Феррари» и ничего, — Алонсо в итоге едва не выиграл чемпионат). Но тут, в Малайзии, Дженсон уже с разочарованием заявил, что «эту гонку эта машина не выиграет точно, какой бы ни была погода»…
Наверное, именно такой день и нужен был для старта сезона! читать дальше Долгий, долгий, практически нескончаемый. Поздний конец практически испорченной квалификации накануне и её раннее начало в воскресенье. А потом — бесконечное ожидание и… наконец-то — прекрасная гонка!
В ней было всё. И старт на далеко не идеальных для такой погоды (из-за условий закрытого парка) машинах. И постоянная угроза дождя, которая ближе к финишу стала практически осязаемой, но… всё-таки миновала Альберт-Парк стороной. И тактические решения, заметьте.
Четыре пилота решились стартовать на «медиуме», решили оставить сверхмягкую резину на потом. Мальдонадо и Риккьярдо сошли, Перес закончил за гранью очковой зоны, но Сутиль… Сутиль впервые в жизни лидировал. Причём дважды. Да, в итоге он откатился на седьмое место и едва не потерял и ещё больше, но ведь было? Было!
Он, кстати, стал одним из пяти пилотов, кто смог выдержать дистанцию с двумя пит-стопами, а не с тремя, как весь пелетон. Пик и Гутьеррес, правда, особо не блеснули, Ди Реста оказался на позицию ниже Адриана, зато последний, Кими… Кими выиграл! 20-ю в карьере, что позволило догнать Хаккинена!
Но важнее, — вторую за последние четыре Гран-При (Абу-Даби, Остин, Интерлагос, Мельбурн). И он возглавил чемпионат. Хотя смотрите: на суперсофте держался до 9-го круга (против 13-го у Льюиса). Зато потом — супер-отрезок на медиуме аж до 34-го (а Хэмильтон смог только до 31-го). В итоге, финн продержался до финиша, а англичанин сменил тактику и поехал на третий пит-стоп, на 42-м…
«Мерседес» так и не смог пока преломить синдром прошлого года. Неплохая квалификация, хорошее начало гонки и, — постепенное затухание темпа. По крайней мере, никто теперь не скажет, что это «не ехал» и" уставал" Шумахер. Да и Росберг? Единственный сход, кроме Пастора и Дэна (а ещё один Нико, Хюлькенберг — и вовсе не смог стартовать и «проклятие Мельбурна» для него продолжается).
Ну а что же «Феррари» и «Ред Буллы»? У них отнюдь не провалены машины, как пока явно выглядит «Макларен». Нет, их просто переиграли тактически в «Лотусе». И «быки» и «жеребцы» изначально планировали по три пит-стопа. Но сражались в итоге между собой. Красиво сражались, надо признать. Да, у Марка опять вышел полный набор: телеметрия, КЕРС пол-гонки, сломанный домкрат…
Но Фернандо, Себастьян и Фелипе провели очень боевитую гонку. И сбрасывать их со счетов нельзя. Впрочем, думаю, что и «Макларен» с «Мерседесом» себя ещё покажут. А вот «Зауберу» с «Уильямсом» пока тяжело… Выделить ещё можно двух французов — боевитого Верня и красиво выигравшего «сражение арьергарда» Бьянки. Там бой кипел, словно в продолжение прошлогодней Бразилии.
Одним словом, — понравилось. Да, местами сумбурно, местами нервно, но очень чисто и корректно (ни одного столкновения). С обгонами, с разной стратегией, с перспективой на мега-сезон. А что ещё нужно для дебютного Гран-При чемпионата?
Смыло дождём пилотов с трассы. читать дальшеСмыло обломки, смыло зрителей с трибун, смыло всю квалификацию, наконец. Слишком много воды. Видимость ноль, риск аквапланинга слишком велик. Сразу вспоминаем такую же квалификацию Бразилию (не лимитированную ранним закатом), гонку в Канаде. Болельщики недовольны. Но что делать?
Идея квалификации в воскресенье с утра не нова — вспомните тайфун-муссон в Японии. Субботу на Сузуке вообще тогда отменили, хоть, по счастью, всё в итоге вышло и не так страшно. Тут интересно другое. Завтра прогноз не даёт однозначного солнышка. А ну как опять дождь? Начало за шесть часов до старта — по идее должно хватить, даже если нещадно комкать программу гонок поддержки.
Но если так вот и дальше. А если гонка задержится? Фонари тут слабенькие, на подобные Абу-Даби и Сингапуру разоряться не стали. Что тогда? Покататься за пейс-каром, пройти три четверти дистанции и получить очки? Пройти больше двух кругов и получить половинные очки? Перенести на понедельник?.. А стартовать в каком порядке?
Ну, последние три ряда — понятно! Пика простить и допустить, Пастора и Эстебана понять и пожалеть. А остальные 16 человек? Если так и не прошло бы? По стартовым номерам? И старт за пейс-каром? И первая победа в Австралии действующего чемпиона? :-)
В общем, — ответов сегодня больше, чем вопросов! Но спасибо всем, кто два с лишним часа был с нами, пусть, собственно гоночными и были всего 20 минут из них! Как не крути, а сезон стартовал! Ура!
ПС Пока планируем по России-2 показ завтра в четыре утра по Москве в прямом эфире! если вдруг что-то изменится, — напишу в твиттере!
ППС А ведь завтра в любом случае стартует сезон-2013! Прочь пессимизм, друзья!
Ну вот и всё! читать дальшеДолгие месяцы бесконечного ожидания позади и Формула-1 вышла на самую последнюю прямую перед стартом сезона. Все уже в Мельбурне, все уже на нервах. Механики собрали боксы и теперь собирают машины, пилоты отзанимались спортом и теперь раздают интервью.
Трасса готова, собрана по кусочкам и снова обещает замечательный Гран-При. Так было почти всегда, начиная с 96-го, когда гонка переехала сюда из маленькой Аделаиды и заодно получила место в начале календаря вместо конца. Кстати, кроме двух случаев с Бахрейном, это весеннее место было ещё и самым первым. А открытие сезона — дорогого стоит!
Да, трасса временная, да, конфигурация нетипична, асфальт тоже и выводы на сезон чаще всего толком не сделать. Но это уже не тесты, это гонки. Тем более, — гонки почти всегда увлекательные. Есть у Мельбурна на это особый нюх, есть. Да и погода всегда готова добавить интриги — например, несмотря на раннюю осень, тут целую неделю стояла какая-то невиданная жара — от 34 до 37 по цельсию.
Но, стоило обитателям паддока получить пропуска и устремиться в боксы, гостевые домики и пресс-центр, как термометр мигом скакнул вниз до 25-ти. А в субботу и вовсе обещают дождь. И +19 с плотными тучами в воскресенье. Последние, конечно, помогут сдержать бьющие по глазам пилотов лучи заходящего солнца (старт-то, в угоду европейской аудитории, теперь по местному аж в пять вечера), но на работе резины тоже скорее всего отразятся.
Впрочем, как именно она будет работать — пока не знает никто. Это не Херес, не Барселона. Но и суперсофт в Альберт-Парке (впервые!) — не слишком ли рискованно? Посмотрим, тем интереснее. Тем больше карт в руки Баттону. Он и так выигрывал тут трижды (Марк, дважды побеждавший в Сильверстоуне, уже предлагает англичанину меняться). Неужто достанет четыре успеха Михаэля? А того не будет. И не только его…
Из 12 команд одна вовсе прекратила существование, три сменили обоих пилотов, четыре — одного, и только четыре («Ред Булл», «Феррари», «Лотус» и «Торо Россо») полностью сохранили состав. Пять новичков плюс один «возвращенец», Сутиль, — когда такое было? Нам же обиднее, что нет уже российского флага перед входом в паддок. Но, будем надеяться, — временно, на годик, не больше.
Год же этот обещает стать красивым. Про Баттона сказали. А Феттель? Не хочет выиграть и четвёртый подряд? А Алонсо? Не созрел ли уже для титула окончательно? А Райкконен? Что, если продолжит восходящую спираль? И даже Хэмильтона, списанного было со счетов из-за «слабой» команды, теперь, после хороших тестов, многие уже вновь называют фаворитом Гран-При! А их партнёры, — Перес, Уэббер, Масса, Грожан, Росберг?..
Одним словом, — дождались! Добро пожаловать в 2013-й! Добро пожаловать в рай!!!
Ну вот и началось. читать дальшеДождались! И резко так, хотя и не скажешь, что неожиданно. Всё было готово. Все даты презентаций, одна к одной, плавно переходящие прямо в первое утро тестов. И вот, — закрутился хоровод новостей из Хереса. Всё, как всегда, как было десятилетия. Правда, вплоть до 2009-го.
Потому что последние три года было чуть по-другому. Потому что наряду со всеми обычными вопросами, мы успели привыкнуть за последние три года ещё и к такому, едва ли не главному для многих: «Как там Виталик-то?» Поэтому сейчас всё было и так, и немного не так. Все на трассе, все работают. Да вот только Виталик…
Собственно говоря, некоторая инерция ещё сохранялась. Едва ли не каждое моё сообщение в твиттере о ходе тестов, кто-то обязательно ещё спрашивал, как там Виталик. Но таковых было всё меньше и меньше. Кто-то просто не так внимательно следил за новостями, кто-то ещё надеялся на любую зацепку, на неназванное место в «Форс Индии». Многие же интересовались уже раскладами на 14-й…
Кое-кто, правда, всерьёз спрашивал о перспективах на замену уже по ходу этого года. Но надо ли? Да и будет ли? Конечно, есть теория, по которой хоть что-то лучше, чем ничего, но история знает мало успешных примеров таких замен по ходу сезона. К тому же, Формула-1 становится другой. Более строгой что ли, более серьёзной. В прошлом году вот 24 места. А не 22, как теперь, а сколько замен? 0! Вернее, — одна, но Жером просто «вышел на замену» вместо «удалённого» Романа.
Так что Формула-1 вообще приобрела в последнее время некоторую не такую и плохую черту. Упорядоченность. Почти все готовы к сезону. Уже! Вспомните, что было раньше. И не совсем раньше, во времена очаковские и покоренья Крыма. Не при Нуволари и даже не при Лауде. Давно ли некоторые команды просто не приезжали на тесты? Давно ли они не успевали даже к первой гонке? Или успевали, но на квалификацию, далеко от 107%?
А теперь? 10 новых машин на первой же серии тестов! Десять команд из 11-ти вывели новые болиды более чем за месяц до Мельбурна! Да и одиннадцатая, «Уильямс», заранее объявила дату перед Барселоной. Заранее объяснила, что будет работать в Хересе на гибриде с новыми узлами. Машина-победительница Гран-При Испании изменилась даже внешне — на носу вырос «кожух красоты», который в том или ином виде применили почти все!
К стойким противникам можно отнести разве что «Лотус» и «Кэйтерэм», но там уверяют, что остальные просто блефуют и к Мельбурну от «пластики» избавятся! Остальные, правда, пророчат именно соседям-бунтарям (Энстоун и Лифилд — в паре миль друг от друга) следование всеобщему тренду, как теперь модно говорить. Впрочем, тренда-то и нет! Все носы разные! Ньюи закрыл часть ступеньки с «почтовым ящиком», но оставил другую, поменьше.
В «Заубере» ступеньку оставили, но лишь в центре носа, спрятав её профиль рёбрами по краям. В «Макларене» отказались от прошлогоднего пологого носа в пользу всеобщего, на грани правил, — но закрыли-таки его кожухом, как и «Феррари». У той — второй год подряд тяжеловесные боковые стойки-клыки, на которых держится крыло. У «Форс-Индии» нос тяжёловесный, у «Торо Россо» — приплюснутый, у «Мерседеса» — гибридный, итд, итп.
И ведь это только носы. А есть подвески, дизайн которых многие изменили коренным образом (сенсацию вызвал переход «Макларена» на тяги, а не толкатели, спереди, как и у прошлогодней «Феррари»). Понтоны, которые некоторые изменили, как «Заубер», кардинально. Плавники позади, которые та же «Маруся» сделала совершенно элегантными, в духе старых правил. А главное? Тот самый выхлоп и коанда? А пассивный ДРС, с которым некоторые всё-таки рискнут, видимо, поиграть?
Глвным, впрочем, стала резина. Хембри изменил не только составы, но и конструкцию боковины. Итог? прошреть теперь проще. Минус? Беречь ещё тяжелее, износ ещё выше. Впрочем, именно этого минуса в «Пирелли» и добивались сознательно. Хватит, мол, гонок с одним пит-стопом, разнообразим стратегию, вынудим команды рисковать (вспомните Кими в Китае, Фернандо в Канаде)…
Над этим и работали. Надёжность, кстати, позволяла, в отличие от прошлых лет. Да, были проблемы у Нико в первый день, Льюиса во второй, Кими в третий и Педро в последний. Но это мелочи. По обычным меркам первого теста сезона все просто метрономили, если вы позволите мне такой глагол, друзья. Все подтверждали чудовищную упорядоченность. В 14-м с новыми турбомоторами, кстати, такого уже не будет… Пока же — готовились к новой резине вовсю.
Тут, правда, было одно но. Всем хорош Херес. И трасса интересная в отличие от Барселоны и Валенсии. И местность в АндалУзии (АналусИи) красоты неописуемой. Да вот асфальт такой абразивный, что многие вообще сомневались — надо ли? Что толку тут испытывать резину, если условия по ход сезона будут совсем другими? Впрочем, как вы понимаете, — вопрос риторический. Тестов, особенно в условиях их почти полного запрета, много не бывает.
Теперь — на две серии в Барселону, но не сказать Хересу на прощание спасибо нельзя. Хотя бы — за весьма достойную эффективность. Все так атаковали на пределе, что расковыряли-таки к четвёртому дню даже этот асфальт и на обочине, на выходе из одного из поворотов, возникла яма. Пауза, красные флаги, пессимизм: «да как же», «да ведь, если заасфальтировать, то сколько же ждать», «ну всё, тестам конец»…
Ан нет, — решили историю с ямой мгновенно, изящно и эффективно, — прямо поверх неё прикрутили параллельно трассе пару пластмассовых полукруглых бордюров. и заезжать на них можно, хоть и умеренно, и Опасности нет! Да ещё и добавили полчаса последнему дню первых тестов сезона! А это командам важно! Так что Херес рано списывать. Спасибо ему, хоть давно я там и не был. Зато вот съездил на презентацию «Феррари» в Маранелло. И в Риме поужинал с Даней Квятом. Но это всё — совсем другие истории.